Организация туристического бизнеса — это перспективное и прибыльное направление коммерческой деятельности. Учитывая, что с 2007 года такие компании не подлежат обязательному лицензированию, поэтому открыть собственную турфирму может любой желающий.
При этом важно понимать, с чего начать деятельность в новом направлении и какие расходы предстоят начинающему туроператору.
Направление
Для начала необходимо определиться с направлением работы. Все российские компании, действующие в этой сфере можно условно разделить на две группы:
Туроператоры.
Турагенты.
В чём разница между компаниями?
В первом случае, турфирма создаёт туристический тур с нуля и полностью курирует его от начала до конца. В частности, компания:
выбирает маршруты;
занимается бронированием билетов и отелей;
организовывает переезд и экскурсионные программы.
Соответственно такая деятельность требует солидных вложений.
Второй вариант выглядит более бюджетным. Агентство работает с уже готовыми турами, предлагая их покупателем от лица крупных компаний. За посредничество компания получает определённый процент.
Для новичков предпочтительнее организация турагентства, которое не требует серьёзных финансовых вливаний.
Туроператору необходима регистрация в Едином федеральном реестре.
С чего начать
Деятельность в сфере туризма не подлежит лицензированию. Осуществлять ее могут как юрлица, так и частные предприниматели.
Практическая сторона вопроса будет состоять из следующих этапов:
Регистрация. Собирается необходимый пакет документов, оплачивается государственная пошлина, создаётся уставной капитал (не менее 10 000 руб.);
Помещение. Офис должен располагаться в местах с хорошей проходимостью: торгово-развлекательные центры, вокзалы, центральные районы города;
Название. Компании нужно придумать броское и запоминающееся название, которое будет сразу привлекать внимание;
Оборудование. Необходимо оснастить офис компьютерами и телефонами, подвести инженерные коммуникации;
Персонал. Залог успеха турфирмы — это квалифицированные и доброжелательные сотрудники, разбирающиеся в туристическом бизнесе;
Реклама. Необходимо организовать раздачу рекламных буклетов, рассылку в соцсетях, объявления в общественном транспорте и региональных СМИ.
Помимо этого, рекомендуется действовать в соответствии с заранее составленным бизнес-планом: так повышается шанс для агента привлечь внимание крупного российского туроператора.
Налогообложение
Деятельность туристических фирм попадает под действие УСН (упрощённой системы налогообложения), поэтому предлагается два варианта отчислений в ФНС:
только доходы — 6%;
доходы с учётом расходов — 15%.
Второй способ налогообложения обычно применяется в тех случаях, когда предполагаются большие финансовые затраты.
Плюсы и минусы
Преимущества организации туристической компании очевидны: стабильная и высокая коммерческая прибыль. Однако не стоит забывать о некоторых недостатках бизнеса. В частности, необходимо подготовиться к следующим неприятностям:
Отсутствие стабильной прибыли — деятельность турфирм сезонная, поэтому в зимнее время года (февраль-март) доходы заметно снижаются.
Расходы — на начальном этапе потребуются финансовые вливания: реклама, оплата интернета и телефонии, закупка оргтехники, аренда помещения и зарплата сотрудникам.
Время — изначально не стоит рассчитывать на большой поток покупателей: чтобы получать прибыль нужно иметь собственную клиентскую базу;
Как найти первых клиентов
Туристический бизнес в России подразумевает довольно жёсткую конкуренцию, поэтому организовав фирму, владелец сталкивается с дилеммой привлечения покупателей и развития клиентской базы. Нужно приготовиться к тому, что в первый месяц работы офис будет пустовать, поэтому основные вложения нужно делать в продвижение компании на рынке услуг.
Существует три способа привлечь внимание заказчиков к туристической компании:
«Сарафанное радио». Обязательно нужно проинформировать о начале деятельности компании всех друзей и знакомых. Это будут первые покупатели туров, и если их всё устроит, будет заложена основа клиентской базы. Дальше людская молва разнесёт весть про интересную турфирму уже без участия владельца.
Интернет. Необходимо создать сайт компании и заняться сео-продвижением страницы в списке выдачи поисковиков. В этом помогут:
компании, специализирующиеся на создании контекстной рекламы;
копирайтеры, занимающиеся написанием продающих текстов с ключевыми запросами.
Соцсети. Создаются тематические группы и паблики, где люди, интересующиеся туризмом, могут получить консультацию по любым интересующим вопросам. Примерно 30% посетителей такой группы закажут тур и порекомендуют компанию своим знакомым.