Знаменитые предприниматели мирового масштаба уверены, что одним из самых прибыльных направлений бизнеса является сфера услуг, связанных с питанием и праздником. Организация ресторанного бизнеса привлекает как опытных дельцов, так и начинающих предпринимателей во всех странах мира.
В России стремительно развивается это направление. На рынок праздничного питания выходят как сетевые компании, так и частные предприниматели — одиночки.
Что нужно для старта
Ресторан — это серьезное предприятие. Основное его достоинство — отличие от иных подобных учреждений. Следовательно, нужно создать свою идею. Рекомендуется продумать следующее:
Торговую марку предприятия, то есть особенную черту.
Оттолкнувшись от изюминки (главного отличия ресторана), нужно разработать дизайн интерьера.
Следующий этап — это подбор персонала. Персонал должен:
Организаций гастрономического толка великое множество. Начинающему ресторатору необходимо остановить свой выбор на одном, чтобы выработать дельнейшую стратегию развития. Предприятия бывают такими:
Ресторан. Это предприятие общепита, имеющее особенность или индивидуальности. Оно отличается:
дорогим интерьером;
нестандартными дизайнерскими и гастрономическими решениями;
высоким уровнем обслуживания;
своеобразием атмосферы.
Кафе. Заведение попроще. Клиенты ценят кафе за возможность быстро, недорого и вкусно покушать. Приветствуются услуги по реализации готовых блюд навынос.
Бистро. Такое заведение должно предлагать еду и напитки, соответствующие времени суток. Его особенность в неприхотливости и простоте атмосферы.
Кофейня. Небольшое и уютное заведение. Специализируется на кофе (по названию), чае и десертах.
Кондитерская. Примерно то же, что кофейня. Но специализация заведения направлена на удовлетворение детских и семейных запросов.
Бар. Предприятие, направленное на взрослую клиентуру. Специализация связана с большим выбором горячительных напитков.
Фаст-фуд. Такое заведение общепита нацелено на большой поток посетителей. Блюда следует планировать простые, питательные, недорогие.
Столовая. Такое предприятие выгодно открывать возле учебных заведений или больших предприятий. Кухня должна быть простой, домашней.
Суши-бар. Так называют японские ресторанчики. Для открытия такового необходим специалист по приготовлению суши.
Критерии подбора места для заведения
Для успеха ресторатору необходимо хорошее помещение. Специалисты предлагают опираться на следующие критерии его подбора:
Расположение:
в первой линии строений;
на пересечении улиц;
рядом с потенциальной клиентурой.
Требования:
два входа (технический необходим для поставщиков продуктов);
соответствующей величины;
на первом этаже или в отдельном здании;
помещение должно соответствовать концепции (для бара, к примеру, подойдет полуподвальное помещение, а для кофейни — цокольный этаж).
Способы приобретения права на использование:
покупка (требует больших вложений);
аренда (предоставляется на некоторое время с возможностью продления).
Инструкция по открытию ресторанного бизнеса
Алгоритм открытия предприятия общепита можно разделить на несколько важных шагов:
Разработка концепции. На данном этапе необходимо придумать изюминку будущего заведения. Рекомендуется составить подробное описание ресторана со всеми тонкостями и нюансами.
Составление бизнес-плана. Следует запланировать все необходимые вложения. Затраты нужно коррелировать с вероятными доходами. В их перечень следует включить:
приобретение оборудования;
регулярные поставки продуктов, соответствующих меню;
наем персонала;
оформление интерьера;
ремонт помещения и другое.
Подбор помещения (описано выше). Основной критерий — потенциальные клиенты.
Создание дизайна. Обстановка в заведении должна быть неповторимой, особенной, запоминающейся. На данном этапе рекомендуется на экономить средства. Иначе придется вкладывать больше через непродолжительное время.
Приобретение оборудования. Все приборы должны быть профессиональными, соответствующими стандартам надзорных организаций.
Разработка меню. Перечень блюд нужно составлять исходя из концепции заведения. Меню оформляется на бумаге:
простым языком;
красочно;
с описанием ингредиентов.
Набор персонала. Специалистов следует подбирать высококвалифицированных, увлеченных своей профессией. При необходимости можно воспользоваться услугами специальных агентств.
Создание рекламной кампании.
Привлечение клиентов
Чтобы люди смогли по достоинству оценить ресторан, им необходимо предоставить информацию о заведении. Именно в этом заключён смысл рекламной кампании. Современные технологии предоставляют широкий выбор инструментов для ее проведения. Но не стоит забывать обычных методов, известных много десятилетий.
Для привлечения клиентов следует использовать такие методы:
размещение объявлений в СМИ;
создание специализированных аккаунтов в соцсетях (например, Инстаграмм);
размещение баннеров и иных визуальных рекламных носителей;
раздача приглашений в супермаркетах;
выработка спецпредложений и оповещение о них потенциальных посетителей.
Требования госорганов к предприятиям общепита
Государство регулирует деятельность всех организаций, влияющих на здоровье граждан. Общепит контролируется особенно строго. Открытие заведения связано с получениям таких разрешительных документов:
специального сертификата (выдается на год);
санитарного паспорта (выдает Роспотребнадзор);
лицензии на реализацию спиртосодержащей продукции (если таковая планируется);
другие.
Для получения разрешений в госучреждения нужно будет подавать заявку и соответствующий набор документов. Так, чтобы получить сертификат, следует собрать такой пакет:
устав;
учредительный договор (при наличии);
свидетельство о государственной регистрации;
справку о налоговом учете;
документы на помещение (договор аренды или сведения о собственности);
заключение СЭС, пожарнадзора;
печать ООО;
перечень сотрудников;
медицинские книжки всех работников;
сертификаты на приобретаемое продовольствие (берутся у поставщиков);
акт проб блюд.
Как упростить процесс создания ресторана
Существует несколько вариантов открытия кафе или ресторанчика:
приобретение готового заведения;
создание с нуля;
франшиза — заключение договора с ресторанной сетью на открытие заведения под их торговой маркой;
использование консалтинговых услуг.
Ресторанным консалтингом называют особый вид деятельности по управлению бизнесом. Консалтинг подразумевает предоставление таких услуг: