Стратегия развития бизнеса

Успешных предпринимателей в России не так много, как хотелось бы участникам рынка. Многие разоряются из-за неудачного целеполагания или планирования. Суть проблемы состоит в том, что люди не смогли правильно сориентироваться в бурном потоке изменений. Их стратегия развития бизнеса оказалась неудачной (если таковая была создана).

Определение

В общем понимании под термином «стратегия» подразумевается совокупность методов достижения долгосрочной цели. В бизнес слово перекочевало из военно-политической сферы. Политики таким термином обозначали методы и способы реализации политических планов государства.

Доходность предприятия зависит от множества факторов. Стратегия — это гарантия правильного их учета и использования на благо производства. Предпринимателю нужно на первых этапах деятельности:

  1. определится с целеполаганием;
  2. изучить опыт коллег;
  3. выработать результативные методы;
  4. постоянно совершенствовать стратегию, реагируя на реальные обстоятельства.

Бизнес-стратегия — это также совокупность способов развития предприятия. Она подразумевает:

  • выделение главной цели (нескольких);
  • разработку логики ее достижения;
  • создание оригинальных методов взаимодействия с внешними факторами;
  • определение социальной роли фирмы.
Для справки! Коротко смысл стратегии закладывается в девизе компании.

Стратегические элементы

Разработка долгосрочного плана связана с умением выделить главное. Стратегия развития бизнеса имеет несколько основных компонентов. Среди них выделяют:

  1. Целеполагание. Необходимо всегда видеть горизонт, к которому стремится предприниматель. Кроме того, цели связывают с ценностными ориентирами фирмы и методиками решения задач.
  2. Организационная структура предприятия. Данный компонент подразумевает распределение обязанностей и полномочий на всех уровнях производства:
    • от начальника подчиненному;
    • от одного исполнителя другому;
    • от головного офиса филиалам и другое.
  3. Конкурентные особенности и преимущества. Предпринимателю необходимо отслеживать работу конкурентов и тщательно ее анализировать. Такая работа позволяет внедрить продукт:
    • отвечающий требованиям потребителя;
    • выгодно отличающийся от товаров других производителей.
  4. Рынки сбыта. Для успешности деятельности предпринимателя необходимо оказаться рядом с потребителем товара (услуги). Нужно выделить потенциальных клиентов и определить места их концентрации. Рекламу следует направлять на целевого клиента.
  5. Продукция. Нужно составить перечень предложений, включающий товары и услуги. Его следует расширять и совершенствовать с тем, чтобы повышать качество и конкурентоспособность предприятия.
  6. Тактические характеристики деятельности. Необходимы для расширения клиентской базы, привлечения новых потребителей.
  7. Ресурсы включают в себя материальные средства и нематериальные ценности, необходимые для работы предприятия.
  8. Слияние или поглощение. Под данным элементом понимают готовность реагировать на изменения рынка путем перестройки структуры или ликвидации малоэффективных подразделений.
  9. Корпоративная культура. Это выработка общих ценностей для сотрудников, позволяющих повышать эффективность работы.
Справка: элементы стратегии должны быть взаимосвязаны и сбалансированы между собой.

О типах стратегий

В теории выделяют четыре основных вида стратегического развития:

  • концентрированного роста;
  • интегрированного развития;
  • диверсификации;
  • сокращения.
Справка: применять их можно по отдельности или в совокупности. Это зависит от предпринимателя и его личностных характеристик, а также особенностей фирмы.
  1. Концентрированный рост предполагает выработку методов позиционирования товара и услуги, позволяющую упрочить позиции на существующем рынке и завоевывать новые.
  2. Интегрированное развитие позволяет получить контроль над стратегическими партнёрами. А это, в свою очередь, усиливает позиции фирмы среди конкурентов.
  3. Диверсификация — это активный поиск смежных товаров и услуг, способствующий расширению сбыта уже имеющегося ассортимента. К примеру, в магазине автозапчастей можно выделить помещение под кафе и детский развлекательный центр, чтобы удержать внимание семейных посетителей.
  4. Сокращение подразумевает избавление от отработавших свое:
    • элементов структуры;
    • инвестиций;
    • производственных издержек и другого.

Правила стратегического планирования

Разработка политики компании ложится на плечи высшего руководства. Начальство может заняться этим:

  • самостоятельно;
  • привлечь консалтинговую фирму (специалистов).

Основные этапы стратегического планирования таковы:

  1. тщательный и детальный анализ:
    • рынка;
    • деятельности потенциальных конкурентов;
    • собственных преимуществ и ресурсной базы;
  2. формулирование миссии предприятия — главной идеи;
  3. выработка тактики достижения поставленных промежуточных целей;
  4. анализ потенциальных возможностей выхода на плановые показатели;
  5. формирование логики действия коллектива;
  6. реализация политики;
  7. выделение критериев, позволяющих проводить регулярный анализ эффективности долгосрочного планирования;
  8. применение их на практике.
Важно: стратегия не должна быть застывшей. Ее следует редактировать по ходу развития компании, оставляя неизменными принципиальные компоненты.

Факторы, влияющие на политику компании

При разработке долгосрочных целей необходимо придерживаться основных ориентиров. Они давно выявлены и изложены в теоретических трудах.

На эффективность предпринимателя влияют такие факторы:

  1. Определение основного направления деятельности, умение не отвлекаться от главной линии.
  2. Выработка способов взаимодействия с партнерами, основанных на порядочности и соблюдении договоренностей. Это способствует получению высокой деловой репутации, следовательно, авторитетности в бизнес-среде.
  3. Умение пользоваться благоприятными факторами, позволяющими увеличивать темпы роста.
  4. Нужно своевременно определять риски и находить методы их нейтрализации.
  5. Необходимо постоянно отслеживать две важных позиции:
    • политику конкурентов;
    • появление новшеств.
Для сведения: выявление новых факторов влияния не всегда приводит к изменению политики. Однако их нужно отслеживать и анализировать степень влияния на рынок.

Способы смены стратегии

Политика предприятия не определяется на все время его существования. Необходимо учитывать новые обстоятельства, технологии и другие факторы. Перемены бывают трех типов:

  1. Коренные. Они подразумевают полную перестройку цикла или переориентацию на иной вид деятельности. Приводят к большим потерям как финансового, так и кадрового характера.
  2. Радикальные. В данном случае проводится реструктуризация производства, увеличение или сужение ассортимента и другое. Изменения затрагивают основные подразделения компании.
  3. Умеренные — это способ расширения или небольшой переориентации компании. Производятся такие перемены, когда фирма выходит на новые рынки или расширяет ассортимент.
Подсказка: каждое изменение политики должно быть хорошо продумано и просчитано, чтобы избежать лишних потерь.

Как развиваться в кризис

Во время экономических потрясений многие предприниматели меняют политику своих действий. Существующие методики преодоления кризисов приведены в таблице:

Политика Основные характеристики Эффективность
Выживания Снижение расходов до минимума;

отказ от стратегических целей

Минимальна
Слияния и поглощения Объединение с другими компаниями;

жесткий радел рынка

Повышены риски для малого предпринимательства
Завоевание доли рынка Завладение площадками разорившихся конкурентов Повышаются затраты финансовые и организационные
Экономии на издержках Анализ затрат с целью избавления от малоэффективных Дает кратковременный результат
Повышения эффективности Оптимизация всех производственных процессов Высокая
Отсутствие стратегии Отход от первоначального целеполагания Позволяет быстро реагировать на внешние изменения.

Выбор методов преодоления неблагоприятных экономических условий зависит не только от сферы производства и наличия финансов. Немаловажным фактором являются личностные качества руководителя компании, а также сплоченность коллектива.

Бизнес — это динамичный процесс, подверженный влиянию множества обстоятельств. Именно так к нему следует относиться, чтобы достичь поступательного продвижения к поставленной цели.

Посмотрите видео о развитии компании

 

На ту же тему
Россия (горячая линия):
+7(800)350-23-69 доб.603
Москва и МО:Москва и область:
+7(499)577-00-25 доб.603
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7(812)425-66-30 доб.603
Получить консультацию
Наверх