Что означает оферта?

В современном русском языке есть очень много иностранных слов. Как правило, они заимствованы из других языков, но почему-то распространены в нашей стране. Иногда сложно понять, что они обозначают. Например, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите или видите слово «оферта»? Если никаких, тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, что означает оферта и когда она применяется.

Понятие

Поскольку это латинское слово, у него есть свое значение. Оно означает предлагать что-то. Предложения бывают разными. Здесь имеются в виду товарно-денежные отношения. Один предлагает что-то купить, а другой может на это согласиться или от этого отказаться. Причем достоинство оферты заключается в том, что на нее не обязательно давать ответ.

Это интересный вариант оповещения потенциальных клиентов о том, что есть возможность приобрести товар на определенных условиях. На услуги такая система тоже распространяется. Любое предложение, имеющее какие-то условия, можно назвать офертой.

Например, вы живете в квартире многоэтажного дома. Коммунальные службы не очень заботятся о чистоте подъезда. Самим жильцам тоже некогда убирать. Поэтому вы предлагаете нанять человека и платить ему какую-то сумму. При этом оговариваете, что он должен приходить ежедневно утром, подметать на всех этажах. Два раза в неделю делать влажную уборку.

Это предложение и есть оферта. Остальные жильцы его могут охотно принять или не согласиться. А могут выдвинуть встречное предложение, то есть изменить изначальный вариант. Такая схема присуща любой сделке, включающей оферту. Причем удобно, что она не обязательно должна быть в письменном виде. Устный вариант также возможен в случае с соседями.

Зачем нужна оферта?

Конечно, чтобы договориться с жителями подъезда, не нужно вводить понятие оферты. Зато для бизнеса оно необходимо. Сотрудничество двух организаций должно быть на чем-то основано. Обычно подписывается договор, в котором указываются все тонкости:

  • что является предметом договора;
  • какие установлены условия (в частности, цены);
  • что должны выполнять обе стороны, какие у них имеются права;
  • как будут производиться расчеты.

Это важный документ, в разработке которого принимают участие юристы обеих фирм. Иногда процесс достаточно долгий, если одну из сторон что-то не устраивает. Оферта – не договор, работать с ней гораздо проще. Она составляется в одностороннем порядке компанией, предлагающей свои услуги. В ней также должны быть указаны условия, но прописывание нюансов не требуется.

Достаточно сообщить, что продается, по какой цене, в каких объемах, в какой период действительно данное предложение. Документ может быть сделан в бумажном варианте, но чаще всего используется электронная версия. Потенциальный партнер рассматривает выдвинутую инициативу и если его все устраивает, делает покупку. В итоге оферта имеет массу преимуществ перед договором:

  • она не официальна, не требует подписания и вообще отклика, если предложение не интересует;
  • сообщается минимум сведений, но все главное должно быть учтено;
  • обязанности на себя берет только продавец-составитель;
  • предполагает быстрый отзыв при положительном результате, то есть совершение покупки;
  • не нужны длительные переговоры о внесении правок с участием юристов фирм;
  • фиксируется основная ответственность продавца, являющаяся гарантом для потенциальных покупателей.

Терминология

Оферта – не единственное слово, заимствованное из иностранного языка и применяемое в такого рода предложениях. Производная от него – оферент. Так называют частное лицо или компанию, разработавшую приглашение к сотрудничеству и распространяющую свою инициативу. Если она принимается без изменений, наступает акцепт. Это также латинское слово, в переводе означающее принятие. Соответственно, тот, кому было направлено предложение, является акцептантом.

Виды оферты

Познакомимся с тем, какие бывают виды оферты:

  1. Публичная;
  2. Твердая;
  3. Свободная;
  4. Безотзывная.

Они отличаются между собой акцептантами и предлагающимися условиями.

Что означает публичная оферта?

Это наиболее распространенный вид оферты, использующийся многими бизнесменами. Публичность – доступ, открытый для всех. Акцептанты здесь – граждане всех категорий, являющиеся потенциальными покупателями товаров. Типовой пример публичной оферты – любой супермаркет, в котором есть ценники. В них указано наименование товара, объем и цена.

Этих сведений достаточно для того, чтобы человек решил – покупать ему данную продукцию или нет. Он знает, что торговаться здесь бесполезно. Если цена не устраивает, можно пойти в другой магазин. Если же принимается решение о покупке, имеет место акцепт, так как человек соглашается без вариантов. Взамен на деньги выдается чек, являющийся подтверждением совершенной двусторонней сделки.

Публичной офертой являются не только предложения магазинов. К оферентам относятся кафе, рестораны, где есть установленное меню с ценами. Любой, кто зашел посидеть, может с ним ознакомиться и выбрать, что пожелает, но по цене, указанной в меню. По окончании человеку всегда выдадут счет, в котором за блюда будут проставлены суммы, соответствующие меню. Это означает, что счет – договор, подтверждающий состоявшуюся сделку.

Каталоги, рассылаемые клиентам, также пример данного вида оферты. При этом важной чертой является то, что оферент отвечает за установленные условия. Если в ценнике написано, что товар стоит 100 рублей, в чеке не может быть пробита другая цена. Правда, такое иногда случается, но подобные инциденты подлежат выяснению. Работники магазина обычно не упорствуют, а извиняются и перебивают чек.

Твердая

Здесь есть кардинальное отличие от публичной оферты, потому что акцептантом является конкретный человек или компания. В остальном все как обычно: условия, оговоренный срок. Например, человек является постоянным клиентом страховой организации. Когда наступает момент переоформления договора, ему делается предложение заключить его со скидкой. Или выбрать другой вид страхования, но тоже тариф будет не такой, как для всех.

Данная инициатива распространяется только на него. Если человек соглашается заключить договор, наблюдается акцепт. Значит, полис – это твердая оферта, пока он не подписан. Когда стороны ставят свои подписи, он становится договором.

Свободная

Данный вид оферты применяется, когда фирма пытается понять, насколько востребованы ее услуги или продукция. Акцептантами здесь могут быть несколько компаний, с которыми хотелось бы сотрудничать. Также ими могут являться обычные граждане. Главная отличительная черта свободной оферты – отсутствие у предложения конкретных сроков.

Например, приглашение было разослано двадцати компаниям. В течение месяца откликнулось десять, с которыми были подписаны договора о сотрудничестве. Больше фирме не нужно, поэтому, если позже обратятся другие, можно на законных основаниях отвечать, что оферта уже не действует.

Безотзывная

Само название говорит о том, что такой вид невозможно отозвать. Чаще всего это конфиденциальная информация, сообщаемая конкретным лицам. Например, когда акционерам рассылаются сведения, касающиеся акций. Еще один вариант – продажа фирмы в связи с банкротством. Учредители направляют партнерам по бизнесу предложение ее купить. Такая оферта не отзывается, а просто прекращает свое действие, когда продажа осуществится.

Что значит договор оферты?

Мы уже говорили о том, что договор и оферта – разные понятия. Иногда встречается выражение “договор оферты”. Оно является некорректным. Ведь, если заменить иностранное слово его значением, получится договор предложения. Тем не менее, некоторые его упорно используют. Это выражение означает, что акцептант принял предложение и с ним заключен договор.

Фактически же оферту можно назвать преддверием договора. Это лишь приглашение тем, кто захочет сотрудничать. Хотя в нем также прописаны условия. Например, вы зашли на сайт интернет-магазина. Там обязательно предложат прочитать условия, на которых он работает.

Пока вы просто читаете – это оферта. Когда поставили галочку, означающую ваше согласие, получился договор. То есть, если предложение принимается, оферта переходит в иное состояние – официального документа, подтверждающего сделку. Это и называется договором.

На ту же тему
Россия (горячая линия):
+7 (800) 511-38-41
Москва и МО:Москва и область:
+7 (499) 938-40-75
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 467-39-78
Получить консультацию
Наверх