Ликвидация деятельности общества с ограниченной ответственность (ООО) является процессом длительным и трудоемким. Необходимо подготовить и передать в государственные органы ряд документов, среди которых важное место занимает промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ).
Данная бумага является основанием для расчетов задолженностей перед бюджетом, тружениками, контрагентами и инвесторами.
Документ влияет на скорость оформления конечных документов, а также финансовое состояние акционеров после ликвидации ООО.
Что это такое
По сути, данный баланс является отчетом, показывающим финансовое состояние ликвидируемой организации. Отличной его особенностью является срок составления – в период возможности предъявления претензий кредиторами.
Промежуточный баланс при ликвидации ООО имеет такие цели:
определение общего финансового состояния организации;
оценка платёжеспособности ООО;
показывает активы предприятия, которые могут использоваться для погашения задолженностей.
Данный вид документа составляется в процессе закрытия деятельности ООО, без учета причин:
инициатива владельца;
предписание судебного органа;
банкротство;
иные.
Этот этап ликвидации не сможет обойти ни одно юридическое лицо. Составляется по инициативе:
акционеров;
кредиторов;
налоговых органов и иных заинтересованных лиц.
Сколько раз формируется
Обычно баланс составляется единожды. Он же является и окончательным, если не выявлено серьезных нарушений при его формировании.
В исключительных случаях приходится проводить данную работу несколько раз.
К ним относятся ситуации:
когда выявлены несоответствия показателей, включенных в документ, фактическому состоянию дел в ходе выездной проверки налоговой службы;
затянуты сроки проведения процедуры закрытия ООО;
суд или ликвидационная комиссия признала законными требования кредиторов, выставленные после утверждения промежуточной отчетности.
Кто составляет баланс
Работа по формированию промежуточных данных поручается ответственным специалистам. Выбор их зависит от ситуации и причины ликвидации.
Как правило, над балансом работают:
бухгалтер или руководитель (при наличии образования и навыков);
сотрудники финансового или экономического подразделения большого предприятия;
ликвидационная комиссия;
привлеченные специалисты.
Тонкости проведения операции
Алгоритм закрытия ООО таков:
Принятие решения о ликвидации общим собранием акционеров (оформляется протокольно).
Учредители обязаны сформировать ликвидационную комиссию и передать ей полномочия по управлению организацией.
Председатель этого коллегиального органа занимается организацией подсчета финансовых обязательств и активов. В его полномочия входит:
оповещение о начале процедуры:
госорганов;
кредиторов;
общественности;
сбор дебиторской задолженности;
контроль сроков предъявления претензий по долгам;
составление баланса.
Как утверждается
Описываемый отчет необходимо утвердить общим собранием участников ООО:
после формирования баланса назначается дата проведения мероприятия;
каждый учредитель оповещается о дате в письменной форме с предоставлением перечня вопросов, планируемых к обсуждению, и общей информации по ним;
процесс проведения собрания протоколируется.
Действия после утверждения отчета
По закону необходимо информировать территориальное подразделение ФНС, зарегистрировавшее ООО, о ходе его закрытия.
Для этого разработана и утверждена специальная форма Р15001:
она предоставляется в налоговую службу после утверждения ПЛБ;
форму необходимо заверить нотариально.
Порядок формирования
Сведения для заполнения формы собираются и сортируются по таким позициям (расположено в порядке первостепенности):
Оборотные и внеоборотные активы:
базовые средства;
инвестиции;
нематериальные активы;
объекты незавершенного строительства;
сырье (иные материалы);
продукция;
дебиторские задолженности;
НДС по ценностям.
Капитал, числящийся по бухгалтерскому учету:
уставной;
добавочный;
резервный.
Обязательства, имеющие разный характер.
Сведения об имеющихся ценностях.
Кредиторские требования.
На какую дату составлять
Действующее законодательство обязывает учредителей ликвидируемой компании предоставлять кредиторам время для выставления требований. Обычно им отводится срок, равный двум месяцам. Отсчет начинается с даты опубликования информации о старте процесса закрытия ООО в «Вестнике государственной регистрации».
Промежуточная отчетность формируется на день, отсчитываемый с даты публикации. Всего необходимо подождать 60 суток.
Сроки подачи
Документ предоставляется в то отделение ФНС, в котором осуществлялась регистрация ООО. Законодатель не ограничивать ликвидаторов строгими датами:
Затянуть срок подачи ПЛБ в налоговые органы способны кредиторы. Если они выставляют требования, то документ сдавать нельзя.
Он должен оказаться в ФНС после того, как будут подсчитаны все обязательства ООО перед иными физическими и юридическими лицами.
Действия после уведомления ФСН
Налоговые органы, получив информацию о закрытии предприятия, обязаны проанализировать свою деятельность по контролю его работы. В некоторых случаях принимается решение о проведении выездной проверки. Ликвидатору необходимо подготовить такие бумаги:
учредительные документы (копии);
первичная бухгалтерская документация приводится в порядок;
в том числе:
кассовые ордера;
приказы по производственной и кадровой работе;
отчеты в налоговую;
иное.
Если ПЛБ является нулевым, то проверку не назначают. Кроме того, она не проводится в случае наличия сведений об осуществлении подобного мероприятия в течение последнего года.