Ликвидация деятельности общества с ограниченной ответственность (ООО) является процессом длительным и трудоемким. Необходимо подготовить и передать в государственные органы ряд документов, среди которых важное место занимает промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ).
Данная бумага является основанием для расчетов задолженностей перед бюджетом, тружениками, контрагентами и инвесторами.
Документ влияет на скорость оформления конечных документов, а также финансовое состояние акционеров после ликвидации ООО.
По сути, данный баланс является отчетом, показывающим финансовое состояние ликвидируемой организации. Отличной его особенностью является срок составления – в период возможности предъявления претензий кредиторами.
Промежуточный баланс при ликвидации ООО имеет такие цели:
определение общего финансового состояния организации;
оценка платёжеспособности ООО;
показывает активы предприятия, которые могут использоваться для погашения задолженностей.
Внимание: данные из промежуточной отчетности должны соответствовать окончательным сведениям. Иначе процесс ликвидации остановят.
Данный вид документа составляется в процессе закрытия деятельности ООО, без учета причин:
инициатива владельца;
предписание судебного органа;
банкротство;
иные.
Этот этап ликвидации не сможет обойти ни одно юридическое лицо. Составляется по инициативе:
акционеров;
кредиторов;
налоговых органов и иных заинтересованных лиц.
Сколько раз формируется
Обычно баланс составляется единожды. Он же является и окончательным, если не выявлено серьезных нарушений при его формировании.
В исключительных случаях приходится проводить данную работу несколько раз.
К ним относятся ситуации:
когда выявлены несоответствия показателей, включенных в документ, фактическому состоянию дел в ходе выездной проверки налоговой службы;
затянуты сроки проведения процедуры закрытия ООО;
суд или ликвидационная комиссия признала законными требования кредиторов, выставленные после утверждения промежуточной отчетности.
Внимание: необходимо строго соблюдать законный порядок формирования и утверждения документации.
Кто составляет баланс
Работа по формированию промежуточных данных поручается ответственным специалистам. Выбор их зависит от ситуации и причины ликвидации.
Как правило, над балансом работают:
бухгалтер или руководитель (при наличии образования и навыков);
сотрудники финансового или экономического подразделения большого предприятия;
ликвидационная комиссия;
привлеченные специалисты.
Важно: при оформлении банкротства промежуточный отчет утверждается конкурсным управляющим. Если закрытие происходит по плану, то ликвидационной комиссией.
Тонкости проведения операции
Алгоритм закрытия ООО таков:
Принятие решения о ликвидации общим собранием акционеров (оформляется протокольно).
Учредители обязаны сформировать ликвидационную комиссию и передать ей полномочия по управлению организацией.
Председатель этого коллегиального органа занимается организацией подсчета финансовых обязательств и активов. В его полномочия входит:
оповещение о начале процедуры:
госорганов;
кредиторов;
общественности;
сбор дебиторской задолженности;
контроль сроков предъявления претензий по долгам;
составление баланса.
Важно: баланс составляется по истечении двухмесячного срока, предоставляемого кредиторам для выставления счетов.
Как утверждается
Описываемый отчет необходимо утвердить общим собранием участников ООО:
после формирования баланса назначается дата проведения мероприятия;
каждый учредитель оповещается о дате в письменной форме с предоставлением перечня вопросов, планируемых к обсуждению, и общей информации по ним;
процесс проведения собрания протоколируется.
Действия после утверждения отчета
По закону необходимо информировать территориальное подразделение ФНС, зарегистрировавшее ООО, о ходе его закрытия.
Для этого разработана и утверждена специальная форма Р15001:
она предоставляется в налоговую службу после утверждения ПЛБ;
форму необходимо заверить нотариально.
Для сведения: инспекторы ФНС могут потребовать дополнительно принести:
копию протокола или решения;
свидетельство об оповещении кредиторов;
иное.
Порядок формирования
Сведения для заполнения формы собираются и сортируются по таким позициям (расположено в порядке первостепенности):
Оборотные и внеоборотные активы:
базовые средства;
инвестиции;
нематериальные активы;
объекты незавершенного строительства;
сырье (иные материалы);
продукция;
дебиторские задолженности;
НДС по ценностям.
Капитал, числящийся по бухгалтерскому учету:
уставной;
добавочный;
резервный.
Обязательства, имеющие разный характер.
Сведения об имеющихся ценностях.
Кредиторские требования.
Внимание: документ заверяется подписью ликвидатора. Кроме того, на нем в обязательном порядке ставится дата составления.
На какую дату составлять
Действующее законодательство обязывает учредителей ликвидируемой компании предоставлять кредиторам время для выставления требований. Обычно им отводится срок, равный двум месяцам. Отсчет начинается с даты опубликования информации о старте процесса закрытия ООО в «Вестнике государственной регистрации».
Для сведения: каждый кредитор дополнительно оповещается о процедуре в письменном виде. Желательно направлять письмо с уведомлением о получении, чтобы избежать неприятностей в суде.
Промежуточная отчетность формируется на день, отсчитываемый с даты публикации. Всего необходимо подождать 60 суток.
Сроки подачи
Документ предоставляется в то отделение ФНС, в котором осуществлялась регистрация ООО. Законодатель не ограничивать ликвидаторов строгими датами:
Затянуть срок подачи ПЛБ в налоговые органы способны кредиторы. Если они выставляют требования, то документ сдавать нельзя.
Он должен оказаться в ФНС после того, как будут подсчитаны все обязательства ООО перед иными физическими и юридическими лицами.
Внимание: добавить кредиторские требования к данным баланса может:
ликвидационная комиссия;
арбитражный суд;
общее собрание представителей кредиторов.
Действия после уведомления ФСН
Налоговые органы, получив информацию о закрытии предприятия, обязаны проанализировать свою деятельность по контролю его работы. В некоторых случаях принимается решение о проведении выездной проверки. Ликвидатору необходимо подготовить такие бумаги:
учредительные документы (копии);
первичная бухгалтерская документация приводится в порядок;
в том числе:
кассовые ордера;
приказы по производственной и кадровой работе;
отчеты в налоговую;
иное.
Важно: непорядок в первичных документах затянет сроки проведения ликвидационных мероприятий. Выездная проверка может длиться до восьми месяцев.
Если ПЛБ является нулевым, то проверку не назначают. Кроме того, она не проводится в случае наличия сведений об осуществлении подобного мероприятия в течение последнего года.