Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2017 году

С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.

Для чего нужен документ

Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:

  1. управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
    • собирали с населения денежные средства за услуги;
    • организовывали их предоставление;
  2. однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
  3. при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.
Внимание: лицензирование — это организация контроля со стороны государства за осуществлением предпринимателями и предприятиями взятых на себя обязательств перед жильцами.

Законодательные основы

Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел — X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:

«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:

  1. прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
  2. изучение документации;
  3. выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
  4. выдача разрешительного документа;
  5. осуществление контроля за работой управляющей компаний;
  6. лишение лицензии.
Внимание: в десятом разделе ЖК содержится указание на то, что контрольные функции предоставлены исполнительной власти федерального уровня.

Лицензия имеет определенные ограничения:

  • действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
  • выдается бессрочно;
  • контролируется госорганами;
  • может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.
Важно: лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не затрагивает официально созданные товарищества жильцов, населяющих МКД. Они распоряжаются своим имуществом без специального регулирования со стороны государства.
Скачать для просмотра и печати:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)

Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

На какие услуги выдается

Согласно 162-й статье ЖК, управляющая организация обязана подписать договор с жильцами. В данном соглашении указываются те виды услуг, предоставление которых она гарантирует. То есть выбор отдается на откуп сторон договора. Они могут выбрать из такого основного перечня:

  1. содержание и текущий ремонт МКД;
  2. аварийное обслуживание и организация контроля на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  3. предоставление жилищно-коммунальных услуг путем составления соглашений с соответствующими компаниями;
  4. прием обязательных взносов с жильцов;
  5. работы по благоустройству придомовой территории;
  6. документооборот, в том числе сохранность бумаг;
  7. иные.
Важно: для заключения договора с жильцами на соответствующий вид обслуживания необходимо сначала получить лицензию.

Как получить разрешительный документ

Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.
  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.
Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике. Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Лицензионные требования

Комиссия, занимающаяся выдачей разрешительных бумаг, будет проверять все аспекты претендента. Этот коллегиальный орган несет ответственность перед населением и властями за работу управляющих организаций. Кроме того, комиссия обязана подчиняться всем нормам законодательства. А они таковы:

  1. претендент обязан иметь оформленное юрлицо или предпринимательство:
    • в регистрационных документах иметь соответствующий ОКВЭД (код деятельности);
  2. руководитель ООО или ИП обязан иметь квалификационный аттестат в соответствии со статьей 202 ЖК;
  3. не допускается лицензирование лиц:
    • имеющих судимость за преступления:
      • в экономической сфере;
      • средней тяжести, а также тяжкие;
      • ранее уже получавшие разрешительный документ, действие которого аннулировано по инициативе комиссии (в любо субъекте РФ, проверяется по сводному реестру);
  4. имеющие дисквалификацию по данному виду работы.

Важно: в процессе осуществления полномочий предприниматель обязан обеспечивать:

  • соблюдение Правил предоставления услуг жильцам (правительственное Постановление № 354 от 06.05.2011);
  • свободный доступ к финансовым показателям и иным параметрам, характеризующим работу управляющей организации.

Скачать для просмотра и печати:

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.06.2017) «О предоставлении коммунальных услуг…»

Квалификационный аттестат

Допускают к руководству жилищным фондом только людей, доказавших свою квалификацию. Тестирование проходит в форме экзамена. Вопросы готовит уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти федерального уровня:

  • по времени тест занимает до двух часов;
  • успешно его прошедшим считается человек, набравший не менее 172 баллов;
  • плата за участие в экзамене не взимается.
Важно: аттестат необходимо обновлять каждые пять лет. Именно таков срок действия документа.

Какие документы нужно готовить

В жилищную комиссию подаётся заявление претендента. К нему прилагаются такие копии:

  1. полученного аттестата;
  2. для организаций:
    • устава с нотариальным заверением;
    • приказа о назначении должностного лица;
    • справки о внесении изменений в регистрационные документы (если таковые осуществлялись);
  3. для ООО и ИП:
    • свидетельства о госрегистрации;
    • протокола решения об образовании ООО;
  4. все должны приложить оригинал платежного документа на внесение госпошлины;
  5. опись вложений.
Важно: комиссии отведено тридцать дней на изучение документов претендента и проверку вероятных обстоятельств, не позволяющих доверить ему управление МКД.

Причины отказа

Как правило, не выдают разрешительную бумагу нарушителям действующего законодательства. В данном случае причиной может оказаться одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • наличие непогашенной судимости;
  • присутствие в реестре:
    • дисквалифицированных;
    • лиц, лицензии которых аннулированы;
  • наличие взысканий по поводу сокрытия информации о ходе обслуживания МКД (в прежние периоды).
Внимание: комиссия обязана сообщить претенденту на лицензирование о принятом отрицательном решении с указанием причины.

Как подать заявку

В соответствии с методикой осуществления документооборота пакет можно передать в комиссию одним из следующих способов:

  • лично или через представителя, имеющего доверенность;
  • почтовым отправлением с описью вложений;
  • в электронном варианте с заверением цифровой подписью.

Внимание: на руки заявителю выдается копия описи, на которой поставлена отметка о приеме пакета:

  • оттиск штампа;
  • подпись должностного лица с расшифровкой;
  • дата.

Если заявка передана не лично, то копию описи пришлют тем способом, которым воспользовался претендент.

Кто выдает лицензию

После обработки документов и принятия положительного решения, производится изготовление разрешения. Оно представляет собой двусторонний документ формата А4, на котором указано:

  1. наименование:
    • лицензированной организации или имя ИП;
    • органа, выдавшего разрешение;
  2. номера и региона действия.
Важно: госпошлина за лицензирование составляет 30 000 руб.

Требования законодательства к лицензированным управленцам

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:

  • если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
  • то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.

Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:

  • внеплановых;
  • периодических.

Важно: при выявлении неоднократных нарушений лицензия может быть:

  • аннулирована;
  • приостановлена.

Скачать для просмотра и печати:

Совместный приказ Минкомсвязи и Минстроя России «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации…»

Порядок аннулирования лицензии

Лишить организацию или ИП полученного разрешения на осуществление управления домами может только судебная инстанция. Разбирательство открывается при выявлении неоднократных нарушений норм действующего законодательства:

  • решение судебного органа доводится до сведения жильцов;
  • апелляцию можно подать в двухмесячный срок.
Внимание: если граждане решат продолжить сотрудничество с нарушителем, то за ним сохраняется право на управление домами.

О штрафах

Лицензиат обязан соблюдать законодательство и тщательно исполнять взятые обязательства. К административной ответственности он привлекается в случае:

  • нарушения требований лицензирования;
  • осуществления деятельности без государственного разрешения.

Штрафные санкции налагает указанная выше комиссия. Размер их зависит от формы регистрации управляющего лица:

  1. при выявлении нарушения лицензионных требований штраф составляет от 250 до 300 тыс. руб.;
  2. за отсутствие разрешительной бумаги — от 150 до 200 тыс. руб.;
  3. к ИП дополнительно применяют дисквалификацию до трех лет.
Посмотрите видео о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

Остались вопросы?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму чуть ниже ↓ или воспользуйтесь онлайн-консультантом внизу-справа! →

На ту же тему
ИПпроф.ru © 2017Наверх