С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.
Для чего нужен документ
Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:
управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
собирали с населения денежные средства за услуги;
организовывали их предоставление;
однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.
Законодательные основы
Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел — X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:
«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».
Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:
прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
изучение документации;
выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
выдача разрешительного документа;
осуществление контроля за работой управляющей компаний;
лишение лицензии.
Лицензия имеет определенные ограничения:
действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
выдается бессрочно;
контролируется госорганами;
может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.
На какие услуги выдается
Согласно 162-й статье ЖК, управляющая организация обязана подписать договор с жильцами. В данном соглашении указываются те виды услуг, предоставление которых она гарантирует. То есть выбор отдается на откуп сторон договора. Они могут выбрать из такого основного перечня:
содержание и текущий ремонт МКД;
аварийное обслуживание и организация контроля на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств;
предоставление жилищно-коммунальных услуг путем составления соглашений с соответствующими компаниями;
прием обязательных взносов с жильцов;
работы по благоустройству придомовой территории;
документооборот, в том числе сохранность бумаг;
иные.
Как получить разрешительный документ
Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):
Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
Пройти квалификационный тест.
Собрать необходимый пакет документов.
Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
Получить лицензию.
Начать деятельность.
Лицензионные требования
Комиссия, занимающаяся выдачей разрешительных бумаг, будет проверять все аспекты претендента. Этот коллегиальный орган несет ответственность перед населением и властями за работу управляющих организаций. Кроме того, комиссия обязана подчиняться всем нормам законодательства. А они таковы:
претендент обязан иметь оформленное юрлицо или предпринимательство:
в регистрационных документах иметь соответствующий ОКВЭД (код деятельности);
руководитель ООО или ИП обязан иметь квалификационный аттестат в соответствии со статьей 202 ЖК;
не допускается лицензирование лиц:
имеющих судимость за преступления:
в экономической сфере;
средней тяжести, а также тяжкие;
ранее уже получавшие разрешительный документ, действие которого аннулировано по инициативе комиссии (в любо субъекте РФ, проверяется по сводному реестру);
имеющие дисквалификацию по данному виду работы.
Квалификационный аттестат
Допускают к руководству жилищным фондом только людей, доказавших свою квалификацию. Тестирование проходит в форме экзамена. Вопросы готовит уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти федерального уровня:
по времени тест занимает до двух часов;
успешно его прошедшим считается человек, набравший не менее 172 баллов;
плата за участие в экзамене не взимается.
Какие документы нужно готовить
В жилищную комиссию подаётся заявление претендента. К нему прилагаются такие копии:
полученного аттестата;
для организаций:
устава с нотариальным заверением;
приказа о назначении должностного лица;
справки о внесении изменений в регистрационные документы (если таковые осуществлялись);
для ООО и ИП:
свидетельства о госрегистрации;
протокола решения об образовании ООО;
все должны приложить оригинал платежного документа на внесение госпошлины;
опись вложений.
Причины отказа
Как правило, не выдают разрешительную бумагу нарушителям действующего законодательства. В данном случае причиной может оказаться одно или несколько из следующих обстоятельств:
отсутствие регистрации в качестве юрлица или ИП;
наличие непогашенной судимости;
присутствие в реестре:
дисквалифицированных;
лиц, лицензии которых аннулированы;
наличие взысканий по поводу сокрытия информации о ходе обслуживания МКД (в прежние периоды).
Как подать заявку
В соответствии с методикой осуществления документооборота пакет можно передать в комиссию одним из следующих способов:
лично или через представителя, имеющего доверенность;
почтовым отправлением с описью вложений;
в электронном варианте с заверением цифровой подписью.
Если заявка передана не лично, то копию описи пришлют тем способом, которым воспользовался претендент.
Кто выдает лицензию
После обработки документов и принятия положительного решения, производится изготовление разрешения. Оно представляет собой двусторонний документ формата А4, на котором указано:
наименование:
лицензированной организации или имя ИП;
органа, выдавшего разрешение;
номера и региона действия.
Требования законодательства к лицензированным управленцам
Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:
если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.
Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:
внеплановых;
периодических.
Порядок аннулирования лицензии
Лишить организацию или ИП полученного разрешения на осуществление управления домами может только судебная инстанция. Разбирательство открывается при выявлении неоднократных нарушений норм действующего законодательства:
решение судебного органа доводится до сведения жильцов;
апелляцию можно подать в двухмесячный срок.
О штрафах
Лицензиат обязан соблюдать законодательство и тщательно исполнять взятые обязательства. К административной ответственности он привлекается в случае:
нарушения требований лицензирования;
осуществления деятельности без государственного разрешения.
Штрафные санкции налагает указанная выше комиссия. Размер их зависит от формы регистрации управляющего лица:
при выявлении нарушения лицензионных требований штраф составляет от 250 до 300 тыс. руб.;
за отсутствие разрешительной бумаги — от 150 до 200 тыс. руб.;
к ИП дополнительно применяют дисквалификацию до трех лет.