С 1 июля 2015 года у органов местного самоуправления появилась возможность устанавливать дополнительный, торговый сбор для некоторых категорий предпринимателей. Следовательно, применять его планируется к организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), занимающимся реализацией товаров.
Торговый сбор в 2018 году уже действует. Разберемся, кто попал в группу риска, насколько больше этим людям приходится выплачивать в бюджет.
Определение
Для введения нового налогового взноса законодателю пришлось ввести в Налоговый кодекс отдельную главу — 33-ю. Она носит то же наименование, что и сам сбор (ТС). В тексте главы указано, что право на введение данного вида нагрузки на предприятия и ИП предоставляется региональным и местным властям городов федерального значения:
Москвы;
Санкт-Петербурга;
Севастополя.
Применяется новый налог к предприятиям и ИП, осуществляющим торговлю. Но далеко не все участники экономической деятельности, занятые реализацией своей продукции или перепродажей, попали под действие указанной главы НК РФ.
Определение: торговым называется дополнительный сбор, взимаемый по решению местных властей в соответствующий бюджет с участников экономической деятельность, занятых в торговле.
Где уже работает
Первоначально предполагалось, что мегаполисы сразу воспользуются предоставленным шансом пополнить бюджет. Однако на практике произошло иначе.
В НК РФ предусмотрено, что данный сбор устанавливается местным законом:
принят такой нормативный акт только в столице: закон № 62 от 17.12.2014;
остальные города пока ждут результатов «эксперимента».
Предположительно власти Санкт-Петербурга и Севастополя не воспользовались главой 33 НК РФ по следующим причинам:
сложная экономическая ситуация в стране;
сомнительные результаты увеличения налоговых поступлений.
В связи с тем, что Президент РФ Владимир Путин на «Прямой линии» говорил о наметившемся экономическом росте, можно ожидать введенияТС и в остальных мегаполисах.
Законодательные основания и регулирование
Указанной главой НК введены следующие правила работы с ТС:
муниципальные образования получают возможность:
вводить сбор на подведомственных территориях собственным нормативным актом;
предоставлять по нему льготы;
отменять его действие;
субъекты экономической деятельности обязаны:
отчислять полагающийся суммы в местный бюджет;
предоставлять установленную отчетность.
К кому применяется
Сбор может назначаться исключительно предприятиям и ИП:
зарегистрированным и осуществляющим экономическую деятельность на территории указанных городов;
использующим для торговых операций помещения, стоящие на территории муниципального образования;
работающим по определенной системе налогообложения;
не попавшим в перечень исключений.
Сбор и система налогообложения
В правилах предусмотрено, что ТС будет устанавливаться (при утверждении закона соответствующими властями) для предприятий и ИП, осуществляющих исчисление налогов:
по общей системе;
по упрощенке.
Автоматически освобождаются от нововведения плательщики:
единого сельхозналога;
патентного налога.
По видам деятельности
При выборе субъектов экономической деятельности остановились на двух критериях:
виды деятельности: осуществление торговых операций:
розничных;
мелкооптовых;
оптовых;
по используемым помещениям:
стационарные объекты:
имеющие торговые залы;
без наличия таковых;
нестационарные точки;
склады.
Особенности установления правила
В Налоговом кодексе не указано точно, какие должны быть помещения у торгового предприятия и другие нюансы. Установление конкретных условий отдано на уровень местных властей. В законе федерального уровня есть только одно важное условие:
вид деятельности, на который будет ссылаться региональный акт, должен быть прописан в уставных (регистрационных) документах предприятия или ИП.
Пока на территории России издан один закон, касающийся торгового налога — столичный. В нем, к примеру, присутствуют такие условия:
складские помещения не отнесены к торговым точкам, они не подпадают под действие ТС;
рынки решили не дробить на множество плательщиков — предпринимателей; сбор выплачивает администрация данного экономического объекта;
не подпадают под действие ТС интернет-магазины.
Объект обложения
Статьей 413 НК установлено, что данный вид местного налога взимается с предприятий, занимающихся куплей-продажей:
регулярно;
периодически;
раз в квартал.
Кроме того, вводятся понятия начала и окончания деятельности, подпадающей под действие регионального акта о сборе. Предприятия или ИП, которое осуществляло куплю-продажу не реже одного раза в квартал, обязано выплатить в бюджет полагающуюся сумму.
Что облагается
В суть закона заложен принцип, связывающий налоговые отчисления не с объемом операций, а с фактом их осуществления. Из этого следуют такие правила:
Плательщиками являются лица, осуществляющие куплю-продажу, а не собственники помещений.
Размер налога ставится в зависимость не доходной части баланса, а от:
площади точки;
ее типа (стационарная, передвижная);
месторасположения и других факторов.
Учет плательщиков
Для плательщиков установлена уведомительная форма постановки на учет. Из этого следует:
предприниматель обязан подать в налоговые органы заявку по форме ТС-1:
в течение пяти суток с начала соответствующей деятельности;
по месту нахождения торгового зала;
по месту жительства ИП (в части предприятий — для подвижных точек);
форма предоставления заявки:
лично на бумажном носителе;
посредством почтового отправления;
через интернет-соединение на официальном сайте ФНС;
при смене данных (площадь, местоположение и иное) подается:
заявка о снятии с прежнего учета;
форма ТС-1 с новыми данными.
После обработки заявки налоговый госорган выдает заявителю соответствующее свидетельство.
Наказание за нарушение сроков
Налоговые органы следят за исполнением норм действующего законодательства. Кроме того, в столице контролем осуществления ТС занимается Департамент экономического развития и торговли. Специалисты названных госучреждения проводят такие мероприятия:
отслеживают по документам, какие субъекты экономических отношений не подали заявки;
проводят проверки с выездом на место.
За нарушение сроков подачи уведомления полагается такое наказание:
штрафные санкции за нелегитимную торговлю в размере 10% от оборота, но не менее 40 000 руб.;
дополнительный штраф в 200 руб.
Сколько платить
Расчет выплат в адрес местного бюджета возложен на плательщика. При этом человек должен опираться на региональное законодательство. К примеру, в столице установлены такие ставки: