Торговый сбор в 2017 году

С 1 июля 2015 года у органов местного самоуправления появилась возможность устанавливать дополнительный, торговый сбор для некоторых категорий предпринимателей. Следовательно, применять его планируется к организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), занимающимся реализацией товаров.

Торговый сбор в 2017 году уже действует. Разберемся, кто попал в группу риска, насколько больше этим людям приходится выплачивать в бюджет.

Определение

Для введения нового налогового взноса законодателю пришлось ввести в Налоговый кодекс отдельную главу — 33-ю. Она носит то же наименование, что и сам сбор (ТС). В тексте главы указано, что право на введение данного вида нагрузки на предприятия и ИП предоставляется региональным и местным властям городов федерального значения:

  1. Москвы;
  2. Санкт-Петербурга;
  3. Севастополя.

Применяется новый налог к предприятиям и ИП, осуществляющим торговлю. Но далеко не все участники экономической деятельности, занятые реализацией своей продукции или перепродажей, попали под действие указанной главы НК РФ.

Определение: торговым называется дополнительный сбор, взимаемый по решению местных властей в соответствующий бюджет с участников экономической деятельность, занятых в торговле.

Скачать для просмотра и печати:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Где уже работает

Первоначально предполагалось, что мегаполисы сразу воспользуются предоставленным шансом пополнить бюджет. Однако на практике произошло иначе.

В НК РФ предусмотрено, что данный сбор устанавливается местным законом:

  • принят такой нормативный акт только в столице: закон № 62 от 17.12.2014;
  • остальные города пока ждут результатов «эксперимента».
Внимание: по состоянию на 2017 год ТС предусмотрен только для предприятий и ИП, осуществляющих торговую деятельность в Москве.

Предположительно власти Санкт-Петербурга и Севастополя не воспользовались главой 33 НК РФ по следующим причинам:

  • сложная экономическая ситуация в стране;
  • сомнительные результаты увеличения налоговых поступлений.

В связи с тем, что Президент РФ Владимир Путин на «Прямой линии» говорил о наметившемся экономическом росте, можно ожидать введенияТС и в остальных мегаполисах.

Законодательные основания и регулирование

Указанной главой НК введены следующие правила работы с ТС:

  1. муниципальные образования получают возможность:
    • вводить сбор на подведомственных территориях собственным нормативным актом;
    • предоставлять по нему льготы;
    • отменять его действие;
  2. субъекты экономической деятельности обязаны:
    • отчислять полагающийся суммы в местный бюджет;
    • предоставлять установленную отчетность.
Внимание: изучать правила исчисления ТС следует по локальным нормативным актам. Налоговый кодекс дает только принципиальные основы для его ввода.

К кому применяется

Сбор может назначаться исключительно предприятиям и ИП:

  1. зарегистрированным и осуществляющим экономическую деятельность на территории указанных городов;
  2. использующим для торговых операций помещения, стоящие на территории муниципального образования;
  3. работающим по определенной системе налогообложения;
  4. не попавшим в перечень исключений.
Для сведения: закон, принятый в столице, распространяется на всю Московскую область.

Сбор и система налогообложения

В правилах предусмотрено, что ТС будет устанавливаться (при утверждении закона соответствующими властями) для предприятий и ИП, осуществляющих исчисление налогов:

  • по общей системе;
  • по упрощенке.

Автоматически освобождаются от нововведения плательщики:

  • единого сельхозналога;
  • патентного налога.
Важно: от вмененки придется отказаться, если в мегаполисе будет введен ТС. Тем, кто применяет систему единого налогообложения на вмененный доход, придется перейти на иной спецрежим.

По видам деятельности

При выборе субъектов экономической деятельности остановились на двух критериях:

  1. виды деятельности: осуществление торговых операций:
    • розничных;
    • мелкооптовых;
    • оптовых;
  2. по используемым помещениям:
    • стационарные объекты:
      • имеющие торговые залы;
      • без наличия таковых;
    • нестационарные точки;
    • склады.
Внимание: заправочные станции исключены из перечня предприятий для осуществления ТС.
Особенности установления правила

В Налоговом кодексе не указано точно, какие должны быть помещения у торгового предприятия и другие нюансы. Установление конкретных условий отдано на уровень местных властей. В законе федерального уровня есть только одно важное условие:

  • вид деятельности, на который будет ссылаться региональный акт, должен быть прописан в уставных (регистрационных) документах предприятия или ИП.

Пока на территории России издан один закон, касающийся торгового налога — столичный. В нем, к примеру, присутствуют такие условия:

  • складские помещения не отнесены к торговым точкам, они не подпадают под действие ТС;
  • рынки решили не дробить на множество плательщиков — предпринимателей; сбор выплачивает администрация данного экономического объекта;
  • не подпадают под действие ТС интернет-магазины.

Объект обложения

Статьей 413 НК установлено, что данный вид местного налога взимается с предприятий, занимающихся куплей-продажей:

  1. регулярно;
  2. периодически;
  3. раз в квартал.

Кроме того, вводятся понятия начала и окончания деятельности, подпадающей под действие регионального акта о сборе. Предприятия или ИП, которое осуществляло куплю-продажу не реже одного раза в квартал, обязано выплатить в бюджет полагающуюся сумму.

Внимание: законодательно не закреплено, что именно будет объектом купли-продажи. Следовательно, исключений по товарам не существует.
Скачать для просмотра и печати:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017)

Что облагается

В суть закона заложен принцип, связывающий налоговые отчисления не с объемом операций, а с фактом их осуществления. Из этого следуют такие правила:

  1. Плательщиками являются лица, осуществляющие куплю-продажу, а не собственники помещений.
  2. Размер налога ставится в зависимость не доходной части баланса, а от:
    • площади точки;
    • ее типа (стационарная, передвижная);
    • месторасположения и других факторов.
Важно: платеж осуществляется регулярно — раз в квартал.

Учет плательщиков

Для плательщиков установлена уведомительная форма постановки на учет. Из этого следует:

  1. предприниматель обязан подать в налоговые органы заявку по форме ТС-1:
    • в течение пяти суток с начала соответствующей деятельности;
    • по месту нахождения торгового зала;
    • по месту жительства ИП (в части предприятий — для подвижных точек);
  2. форма предоставления заявки:
    • лично на бумажном носителе;
    • посредством почтового отправления;
    • через интернет-соединение на официальном сайте ФНС;
  3. при смене данных (площадь, местоположение и иное) подается:
    • заявка о снятии с прежнего учета;
    • форма ТС-1 с новыми данными.
Для сведения: если торговых точек несколько, то подается только одна форма ТС-1. Причем адресатом будет тот налоговый орган, на чьей подведомственной территории располагается первый торговый зал из перечня.

После обработки заявки налоговый госорган выдает заявителю соответствующее свидетельство.

Наказание за нарушение сроков

Налоговые органы следят за исполнением норм действующего законодательства. Кроме того, в столице контролем осуществления ТС занимается Департамент экономического развития и торговли. Специалисты названных госучреждения проводят такие мероприятия:

  • отслеживают по документам, какие субъекты экономических отношений не подали заявки;
  • проводят проверки с выездом на место.

За нарушение сроков подачи уведомления полагается такое наказание:

  • штрафные санкции за нелегитимную торговлю в размере 10% от оборота, но не менее 40 000 руб.;
  • дополнительный штраф в 200 руб.

Совет: необходимо иметь в точке осуществления купли-продажи один из следящих документов:

  • доказательство отправки уведомления по форме ТС-1 в налоговую;
  • полученное свидетельство.

Сколько платить

Расчет выплат в адрес местного бюджета возложен на плательщика. При этом человек должен опираться на региональное законодательство. К примеру, в столице установлены такие ставки:

Торговые объекты Ставки по админ. округам (рублей)
Центральный Другие
Стационарные площадь 50 кв. м и менее 60 000 30 000
более 50 кв. м 60 000 + 50 р. за каждый кв. м свыше 50 30 000 + 50 р. за каждый кв. м свыше 50
без торгового зала 81 000 40 500
Нестационарные прочие 81 000 40 500
Разносная торговля 40 500
Рынки 61, 85 р. за 1 кв. м
Посмотрите видео об уплате торгового сбора

Остались вопросы?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму чуть ниже ↓ или воспользуйтесь онлайн-консультантом внизу-справа! →

ИПпроф.ru © 2017Наверх