Содержание
В соответствии с действующими нормами права ИП, которые занимаются оказанием розничных услуг или продажей товаров, должны оформлять информационный стенд для покупателя. В уголке потребителя размещаются сведения необходимые для клиента.
Обязанность оформлять уголок потребителя закреплена в ст.9 ФЗ «О защите прав потребителей». Понятие информационный стенд для клиента не является формальным. На практике ИП может использовать любое название – «уголок потребителя», «информация для покупателей» и т.п.
Контролирующие органы не обращают внимание на этот аспект, так как закон не регулирует данный момент. В то же время они тщательно проверяют информацию, которую доводит до сведения покупателей продавец.
Законом регулируется перечень данных, правильно размещаемых на стенде:
Норму ФЗ «О Защите прав потребителей» дублирует п.10 Постановления №55 от 19.01.1998г.
Действующие нормативно-правовые акты дают неоднозначные трактовки. Ясность вносит существующая судебная практика по данной категории споров. Так, законом не определено, что следует понимать под «местом удобным для ознакомления». В соответствии с судебной практикой в понятие нужно включать два момента – доступность и удобство расположения для покупателя.
Никаких точных указаний не делается. В конкретной ситуации рассматривается каждый случай. Критерии удобство и доступность оцениваются для торговых помещений по-разному.
В уголке потребителя обязательно должна размещаться следующая информация:
Информация обязательная к размещению на стенде может быть определена местными правилами. В данном случае руководствоваться следует и федеральным законом, и нормами субъекта РФ.
Сведения, размещаемые на информационном стенде, подразделяются на следующие категории:
Закон не говорит о необходимости размещать данные касательно ассортимента, прейскуранта или сертификатов качества. Но такие сведения находятся на местах продажи, предъявляются по требованию покупателей и при проверках контролирующими органами.
Правила противопожарной безопасности и план эвакуации при пожаре – акты, которые присутствуют на каждой торговой площади. Данные размещаются на информационном стенде или в другом доступном месте.
О том, что книга жалоб и предложений должна размещаться на информационном стенде покупателя, знает каждый человек. В соответствии с законом любой покупатель или клиент ИП вправе воспользоваться возможностью оставить отзыв. Администрация представляет возможность покупателям сделать это в спокойной обстановке, сидя на стуле за столом. Сотрудники магазина не имеют права требовать у клиента паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Запрещено интересоваться причиной написания жалобы или предложения.
Клиент, желающий получить сведения о результатах рассмотрения обращения, оставляет телефон или иные контактные сведения. Ответ ему представляется в письменной форме. Это касается жалоб на персонал.
Когда недовольство покупателя, связано с администрацией магазина, то обращение изучается вышестоящими инстанциями. Государственные службы проводят проверку раз в квартал и формируют отчеты.
Книга жалоб и предложений – документ, который регистрируется в комитете по торговле.
ИП, которые ведут деятельность в отдельных секторах экономики, размещают дополнительную информацию. В аптеках помимо лицензии и обязательных сведений, до покупателя доводится перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов (Постановление Правительства № 393). Для парикмахерских – санитарные нормы и правила к помещению и оборудованию.
Когда магазин реализует алкогольную продукцию на информационном стенде нужно размещать главу 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
В уголке потребителя указывать следующие сведения:
Законодатель не дает четких указаний по размещению информации для покупателя. Вопрос остается на усмотрение ИП. У стенда нет определённого наименования. ИП выбирает самостоятельно, как будет называться информационная площадка. Место локализации устанавливает в соответствии с судебной практикой, так как в законе отсутствуют указания по данному поводу.
Относительно размера стенда также не сказано ни слова. ИП подсчитывает количество документов, которые будет размещены в уголке потребителя и определяет приемлемую ширину, высоту. Собранные сведения должны быть доступны для покупателя. Нельзя помещать их под закрытое стекло. Государственные службы сразу же выявят нарушение и наложат санкции на предпринимателя. Чтобы предотвратить такие последствия рекомендуется приобретать стенд с кармашками или папками.
Обязанность иметь информационный стенд для покупателей подкреплена ответственностью за невыполнение требований закона. Санкции накладываются за непредставление покупателям сведений. Нарушение влечет административное наказание. В качестве санкций применяются штрафы в размере 1-3 тыс. рублей (для ИП).
Проверка соблюдения требования по размещению информации продавцом – обязанность Роспотребнадзора.
Законодатель в общем виде формулирует нормы, касающиеся уголка потребителя. Не разработано общих требований по наименованию, размерам, месту локализации. Данные вопросы остаются на усмотрение предпринимателя, но оцениваются с точки зрения доступности, полноты, удобства государственными службами.