Правила оформления информационного стенда для покупателей

В соответствии с действующими нормами права ИП, которые занимаются оказанием розничных услуг или продажей товаров, должны оформлять информационный стенд для покупателя. В уголке потребителя размещаются сведения необходимые для клиента.

Стенд с информацией для покупателя

Требования закона

Обязанность оформлять уголок потребителя закреплена в ст.9 ФЗ «О защите прав потребителей». Понятие информационный стенд для клиента не является формальным. На практике ИП может использовать любое название – «уголок потребителя», «информация для покупателей» и т.п.

Контролирующие органы не обращают внимание на этот аспект, так как закон не регулирует данный момент. В то же время они тщательно проверяют информацию, которую доводит до сведения покупателей продавец.

Законом регулируется перечень данных, правильно размещаемых на стенде:

  1. о названии органа, который провел регистрацию ИП;
  2. о наличии легального оформления деятельности предпринимателя;
  3. информация об аккредитации в государственных органах, о лицензиях и иных разрешительных актах.

Норму ФЗ «О Защите прав потребителей» дублирует п.10 Постановления №55 от 19.01.1998г.

Действующие нормативно-правовые акты дают неоднозначные трактовки. Ясность вносит существующая судебная практика по данной категории споров.  Так, законом не определено, что следует понимать под «местом удобным для ознакомления». В соответствии с судебной практикой в понятие нужно включать два момента – доступность и удобство расположения для покупателя.

Никаких точных указаний не делается. В конкретной ситуации рассматривается каждый случай. Критерии удобство и доступность оцениваются для торговых помещений по-разному.

Список документов

Документя для информационного стенда

В уголке потребителя обязательно должна размещаться следующая информация:

  1. Закон о защите прав потребителей в действующей редакции с учетом изменений и дополнений. Рекомендуется приобрести типографический вариант нормативно-правового акта. Такой способ оформления не вызывает вопросов у надзорных органов.
  2. Копия свидетельства о регистрации в качестве ИП.
  3. Лицензии (при наличии таковых у ИП).
  4. Копия заключения Роспотребнадзора.
  5. Книга жалоб и предложений (прошитая и пронумерованная) с указанием информации о руководителе. Необязательно размещается на стенде, но представляет по требованию покупателя.
  6. Правила бытового обслуживания населения (для ИП, которые занимаются соответствующим видом деятельности).
  7. Данные о месторасположении и контактах Роспотребнадзора.
  8. Информация о категориях граждан, которые вправе получить обслуживание вне очереди.
  9. Данные о запрете продажи отдельных категорий продуктов несовершеннолетним.
  10. Правила санитарно-эпидемиологической безопасности (для ИП, осуществляющих деятельность в отдельных сферах рынка).

Информация обязательная к размещению на стенде может быть определена местными правилами. В данном случае руководствоваться следует и федеральным законом, и нормами субъекта РФ.

Классификация информации

Сведения, размещаемые на информационном стенде, подразделяются на следующие категории:

  1. Нормативно-правовые акты (ФЗ, постановления Правительства, законы, регулирующие отдельные секторы экономики).
  2. Информация о продавце, подтверждающая легальность деятельности, расширенные полномочия по выполнению работ, оказанию услуг или продаже категорий товаров.
  3. Санитарные правила (продажа продуктов питания и для заведений общепита).
  4. Прочие сведения (буклеты или листовки о товарах магазина, проводимых акциях и т.д.).

Разного рода документы для информационного стенда

Закон не говорит о необходимости размещать данные касательно ассортимента, прейскуранта или сертификатов качества. Но такие сведения находятся на местах продажи, предъявляются по требованию покупателей и при проверках контролирующими органами.

Правила противопожарной безопасности и план эвакуации при пожаре – акты, которые присутствуют на каждой торговой площади. Данные размещаются на информационном стенде или в другом доступном месте.

Книга жалоб и предложений

О том, что книга жалоб и предложений должна размещаться на информационном стенде покупателя, знает каждый человек. В соответствии с законом любой покупатель или клиент ИП вправе воспользоваться возможностью оставить отзыв. Администрация представляет возможность покупателям сделать это в спокойной обстановке, сидя на стуле за столом. Сотрудники магазина не имеют права требовать у клиента паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Запрещено интересоваться причиной написания жалобы или предложения.

Клиент, желающий получить сведения о результатах рассмотрения обращения, оставляет телефон или иные контактные сведения. Ответ ему представляется в письменной форме. Это касается жалоб на персонал.

Когда недовольство покупателя, связано с администрацией магазина, то обращение изучается вышестоящими инстанциями. Государственные службы проводят проверку раз в квартал и формируют отчеты.

Книга жалоб и предложений – документ, который регистрируется в комитете по торговле.

Нормы для отдельных ИП

Отдельные документы для некоторых ИП

ИП, которые ведут деятельность в отдельных секторах экономики, размещают дополнительную информацию. В аптеках помимо лицензии и обязательных сведений, до покупателя доводится перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов (Постановление Правительства № 393). Для парикмахерских – санитарные нормы и правила к помещению и оборудованию.

Когда магазин реализует алкогольную продукцию на информационном стенде нужно размещать главу 19 Правил продажи отдельных видов товаров.

В уголке потребителя указывать следующие сведения:

  1. наименование товарных единиц с указанием их стоимости;
  2. документальное подтверждение прохождения процедуры сертификации;
  3. государственные стандарты для алкогольной продукции;
  4. информация об ингредиентах;
  5. противопоказания для продукции.

Требования по оформлению

Законодатель не дает четких указаний по размещению информации для покупателя. Вопрос остается на усмотрение ИП. У стенда нет определённого наименования. ИП выбирает самостоятельно, как будет называться информационная площадка. Место локализации устанавливает в соответствии с судебной практикой, так как в законе отсутствуют указания по данному поводу.

Относительно размера стенда также не сказано ни слова. ИП подсчитывает количество документов, которые будет размещены в уголке потребителя и определяет приемлемую ширину, высоту. Собранные сведения должны быть доступны для покупателя. Нельзя помещать их под закрытое стекло. Государственные службы сразу же выявят нарушение и наложат санкции на предпринимателя. Чтобы предотвратить такие последствия рекомендуется приобретать стенд с кармашками или папками.

Ответственность

Обязанность иметь информационный стенд для покупателей подкреплена ответственностью за невыполнение требований закона. Санкции накладываются за непредставление покупателям сведений. Нарушение влечет административное наказание. В качестве санкций применяются штрафы в размере 1-3 тыс. рублей (для ИП).
Проверка соблюдения требования по размещению информации продавцом – обязанность Роспотребнадзора.

Законодатель в общем виде формулирует нормы, касающиеся уголка потребителя. Не разработано общих требований по наименованию, размерам, месту локализации. Данные вопросы остаются на усмотрение предпринимателя, но оцениваются с точки зрения доступности, полноты, удобства государственными службами.

 

На ту же тему
Россия (горячая линия):
+7(800)350-23-69 доб.603
Москва и МО:Москва и область:
+7(499)577-00-25 доб.603
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7(812)425-66-30 доб.603
Получить консультацию
Наверх