Действующим законодательством Российской Федерации для граждан страны предусмотрена обязательная регистрация по месту пребывания. Разберем, в каких случаях необходимо инициировать процедуру регистрации, куда и какие документы нести.
Законодательная база
Право на свободу передвижения граждан по территории страны записано в основном законе РФ — Конституции. Данный пункт расшифрован в иных нормативных актах:
Жилищном кодексе (ЖК);
законе № 5242-1.
Суть правил сводится к следующему:
выбирать, где поселиться, человек может по своему усмотрению;
фиксируется данный факт пропиской — процедурой, внесения сведений об основном месте жительства в паспорт;
при переезде гражданин должен сообщать госорганам о своем временном месте проживания — это регистрация.
Виды регистрационного учета
В параграфах ЖК содержится требование к гражданам об обязательном учете по месту проживания. Таковой имеет два вида:
Постоянный. На таковой учет ставятся собственники и наниматели жилых помещений, члены их семейств. При этом основанием для постановки на учет является:
разрешение собственника;
договор социального (или иного) найма.
Временный. Данная регистрация предусмотрена для граждан, выезжающих в иное место на срок, превышающий 90 суток. К примеру, временная прописка необходима таким категориям граждан:
студентам, обучающимся в ином городе;
труженикам, работающим вахтовым способом;
некоторым командированным работникам;
заключенным, отбывающим срок.
Образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства
Куда прописывают
Законодательство строго регламентирует:
виды помещений, признаваемых жилыми;
права граждан на их использование.
В ЖК расшифровывается понятие жилой площади. К ней относятся, в частности, все помещения, пригодные для постоянного проживания. А именно:
квартиры;
комнаты;
дома, обеспеченные коммунальными благами;
их части;
места в общежитиях;
иное.
Допускает регистрирование в таких «нестандартных» строениях, как:
гостиницах;
лечебных учреждениях;
санаториях;
апартаментах.
При оформлении учета придерживаются таких норм:
без согласия собственника нельзя прописать человека на его квадратных метрах;
все собственники (участники приватизационного процесса) имеют одинаковые права;
у арендатора отсутствует право на оформление собственности на используемое жилое помещение;
в муниципальных квартирах прописывают на основании договора найма, ничье согласие в данной ситуации не требуется;
несовершеннолетних обязаны прописать родители.
Дачные дома
Действующее законодательство допускает прописку в строениях, возведенных на территории дачного кооператива. Однако нужно соблюсти такие формальности:
коттедж необходимо официально признать жилым зданием;
участок должен находиться в границах населенного пункта;
необходимо, чтобы дом был оформлен в частную собственность.
Исключение: дачное сооружение является единственным жилым помещением человека (другого не имеется).
Регистрация детей
Особые правила включены в законодательство в отношении организации учета несовершеннолетних граждан. Их просто прописать в квартире на основании заявки родителя. А вот снять с учета намного сложнее. Для этого необходимо:
получить разрешение органа опеки и попечительства;
предоставить согласие собственника иного помещения на прописку малолетнего;
если часть квартиры оформлена на ребенка, то необходим распорядительный документ местной власти на его выписку (оформляет опека).
Что такое прописка, с формальной точки зрения
Оформление регистрации представляет собой следующие действия:
формирование карточки регистрационного учета (госорганом);
постановка штампа в паспорте или ином документе (при отсутствии основного), в котором значатся такие сведения:
адрес регистрации;
дата постановки на учет.
Куда обращаться
Вопросами регистрации граждан занимается Федеральная миграционная служба (ФМС), выделенная из МВД в 2015 году. Для оформления учета необходимо обратиться:
в местное отделение ФМС (паспортный стол);
в многофункциональный центр (МФЦ).
Необходимые документы
Для регистрации по месту проживания нужно собрать минимум бумаг. Однако законодательство не оставляет выбора, нужно предоставлять такие документы:
паспорт (оригинал);
военный билет (для военнообязанных);
свидетельство о собственности на жилье;
разрешение владельца квадратных метров в письменной форме;
договор социального найма (или ордер);
свидетельство малолетнего о рождении;
удостоверения личности людей, которых планируется зарегистрировать;
заполненную форму № 6.
Как подать документы через интернет
Чтобы прописаться по сети, нужно иметь личный кабинет на портале Госуслуг. Для этого необходимо на нем зарегистрироваться по электронной почте и дождаться письма с логином и паролем.
После заходим в личный кабинет с использованием присланных данных. Последовательность действий такова:
Выбираем необходимую услугу.
Заполняем форму заявления.
Закачиваем документы, используя подсказки.
Отправляем заявку.
После обработки придет письмо с приглашением посетить отделение ФМС.
Туда следует прийти с паспортом и оригиналами бумаг.
О сроках: законодательство отводит госслужащим три дня на проведение всех формальностей.
Наказание
В законодательстве предусмотрена административная ответственность для лиц:
проживающих без регистрации длительное время;
предоставляющих свои жилые помещения первым.
Размеры санкций зависят от конкретной ситуации, а также населенного пункта. Для примера:
от 3 до 5 тыс. руб. придется заплатить нарушителям в городах федерального значения:
Москве;
Санкт-Петербурге;
Севастополе;
в других населенных пунктах штраф варьируется от 2 до 3 тыс. руб.
Закон строго подходит к наказанию за невыполнения норм собственниками помещений. К ним применяются такие санкции:
в регионах РФ — 3-5 тыс. руб.;
в столице и Санкт-Петербурге — 5-7 тыс. руб.
Если законодательство нарушает юрлицо, то суммы значительно выше:
для городов федерального уровня их размер колеблется от 300 до 800 тыс. руб.;
50 — 757 тыс. руб. в других регионах.
Если человек имеет прописку в том же регионе, что проживает фактически (в одном городе), то наказание к нему не применяется (статья 19.15 КоАП). То же верно для людей, живущих у близких родственников.