Правительственным постановлением № 713 введен порядок временной регистрации граждан. Эта процедура в корне отличается от официального учета по постоянному месту жительства.
Рассмотрим, как осуществляется регистрация по месту пребывания в 2018 году. На кого законом возложена инициатива данного процесса. Какие неприятности грозят людям, не выполняющим нормативные требования.
Понятие временной прописки
Временной пропиской называется инициативное сообщение госорганам о непостоянном месте проживания, отвечающем определенным признакам:
имеющем статус жилого;
отличном от адреса в паспорте (постоянной прописки).
Основные правила организации регистрирования временного проживания описаны в законе № 5242—1, утвержденном 25 июня 1993 года.
Кто должен исполнять закон
Во втором разделе Постановления Правительства РФ № 713, подписанного 17 июля 1995 года, дается расшифровка обязанности граждан и юридических лиц информировать госорганы о местах непостоянного пребывания. В частности, в параграфах документа дается расшифровка обстоятельств, при которых возникает такая обязанность.
Временному регистрированию подлежат:
граждане Российской Федерации;
иностранные подданные;
лица без гражданства;
малолетние дети.
Инициировать постановку на временный учет обязаны:
сами переехавшие граждане;
принимающие гостей (предоставляющие помещения для проживания) юридические лица.
К каким местам проживания относится
К временному относится место жительства, отвечающее следующим признакам:
отличное от адреса, указанного в паспорте;
подпадающее под критерии жилого помещения, указанные в Жилищном кодексе;
используемое человеком более 90 суток.
Таким образом, необходимо инициировать процесс непостоянного регистрирования, при вселении в такие помещения:
квартиры, дома;
дачные строения;
комнаты, в том числе места в общежитии;
гостиницы;
кемпинги;
учреждения здравоохранения;
апартаменты;
комплексы с жилыми строениями;
санатории;
дома отдыха;
туристические базы;
иное.
Например, санаторные и иные организации, предоставляющие медицинские услуги, предоставляют отчетность в Федеральную миграционную службу (ФМС).
Съемная квартира
Ныне услугами по найму жилых помещений пользуется все большее число граждан. Переезд в новое помещение сопряжен с обязанностью пройти процедуру временного учета. Осуществляет ее местное отделение ФМС.
При этом учитываются все общие требования:
о сроках проживания вне места прописки;
исключения.
Образец выписки
Юридические тонкости
Новая форма учета в отношении людей, переехавших на непостоянное место, осуществляется без отмены постоянной прописки. Это означает следующее:
в паспорте штамп не меняется;
на руки выдается документ, свидетельствующий о выполнении нормативных требований.
Сама процедура включает получение разрешения собственника (всех, если их несколько) жилого помещения на предоставление непостоянной регистрации. Такой распорядительный документ оформляется в письменной форме.
О сроках
Законодательство обязывает сообщать о непостоянном месте пребывания людей, если оно длится более трех месяцев. Остальные ситуации не регулируются нормативными актами. Следовательно, решение должен принять сам гражданин.
Снятие с регистрации происходит так:
регистрационная запись считается аннулированной после истечения срока, указанного в заявке;
человек сам может проинформировать отделение ФМС о дате выбытия:
в произвольной форме;
в случае преждевременного убытия;
то же разрешено сделать стороне, принимающей гостя.
Куда обращаться
Вопросами осуществления учета пребывания граждан, в том числе и временного, занимается ФМС. Следовательно, необходимо передать всю необходимую информацию в местное отделение, обслуживающее территорию адреса временного жительства.
Документы
Для правильного оформления непостоянного учета необходимо принести такие бумаги:
действительный паспорт гражданина РФ;
свидетельство малолетнего о рождении;
разрешение собственника жилого помещения (всех);
договор аренды или иное обоснование для временного проживания;
заявление по форме № 1.
Нужно ли регистрироваться в собственном жилье, не являющемся преимущественным
Владельцу помещения, в котором он не прописан, придется пройти ту же процедуру, что и гостю в случае:
если он переедет на свою площадь на установленный период (более 90 суток).
Отличие от обычной процедуры состоит в том, что собственнику не потребуется ни у кого брать разрешения на использование жилья:
форму № 1 подписывает только заявитель;
к ней прикладывается копия документа, подтверждающего право собственности.
Что пишется в заявке
Форма № 1 должна быть заполнена в соответствии с имеющимися документами. В бланке необходимо заполнить позиции, касающиеся дат:
прибытия;
убытия (является основание для снятия с учета).
Порядок оформления
Суть процедуры сводится к следующему:
Специалист ФМС обязан провести проверку всех предоставленных бумаг и принять их к обработке.
На основании принятой заявки составляются:
адресный листок (в двух экземплярах);
карточка по форме № 10;
либо форма № 11.
Рассмотрение пакета длится до трех суток.
После принятия соответствующего решения, в карточку домового или поквартирного учета вносится соответствующая запись.
Документ, свидетельствующий о проведенной регистрации, выдается заявителю:
лично;
высылается по почте;
передается через лицо, предоставившее свою площадь.
Тонкости регистрирования малолетних
Законодательство РФ предполагает, что дети преимущественно живут вместе со своими родителями. Поэтому регистрирование малолетних (до 14 лет) проводится:
в уведомительном порядке одним из родителей;
без учета мнения собственника, если он уже предоставил помещение взрослому члену семьи;
на основании:
заявки, подписанной законным представителем ребенка;
паспорта этого человека;
свидетельства малолетнего о рождении.
Об иностранных подданных
В отношении граждан других стран в России действуют более жесткие правила:
они обязаны явиться в отделение ФМС в течение семи дней с даты прибытия;
регистрация проводится на основании документов:
удостоверяющих личность (с нотариальным переводом);
карточки, выданной таможенной службой;
согласия пригласившего лица.
Обязанность юридического лица
Ответственность за организацию непостоянного учета лежит не только на перемещающихся гражданах. Часть ее законодательство перекладывает на организации, осуществляющие прием постояльцев. Как правило, это относится к:
санаторным учреждениям;
гостиничным комплексам;
больницам и иным учреждениям здравоохранения;
туристическим базам и другим.
В обязанности должностных лиц перечисленных организаций входит:
сбор персональных данных постояльцев на основании предоставленных удостоверений личности;
предоставление информации в органы ФМС:
на бумажных носителях;
или в электронном виде (преимущественно).
Ответственность
При установке факта нарушения законодательства, касающегося временного регистрирования, виновные подвергаются наказанию:
граждане, пребывающие не по адресу прописки;
собственники помещений.
Размеры штрафных санкций устанавливаются на месте исходя:
из категории населенного пункта;
правового статуса нарушителя.
Размеры штрафных санкций таковы:
нарушители — жители регионов заплатят в фонд государства 2—3 тыс. руб.;
столичных нарушителей оштрафуют на более значительную сумму в размере до 5 тыс. руб.;
юридические лица, нарушившие закон, будут вынуждены заплатить от 250 до 750 тыс. руб.